Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Профилактика продросткового суицида

Профилактика продросткового суицида
13.04.2017

Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к теме подросткового суицида, проблема самоубийств среди молодежи стоит очень остро. Самовольное прерывание жизни в подростковом возрасте, именно в то время, когда жизнь только начинается – явление противоестественное. На самом деле, подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут.  Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о его демонстрации для достижения той или иной цели. Иногда подросток совершает суицидальные попытки, чтобы добиться временного «вы­ключения» из ситуации. И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опас­ность таких действий достаточно высока. Суицид подростка, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того, чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти». Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.  Суицидальное поведение у детей до 13 лет - явление относительно редкое, но с 14-15-лет­него возраста суицидальная активность резко возрастает, до­стигая максимума в 16-19 лет. 

На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Взаимоотношения родителей и детей определяют дальнейшую судьбу последних. От чуткости родителей к внутреннему миру ребенка зависит его жизнь и взаимоотношения с людьми в будущем! Искренние эмоционально-теплые отношения в семье являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. Если родители отвергают эмоциональные потребности ребенка, считают их неважными, ребенок тоже престает слышать свою душу, разбираться в эмоциональном мире другого человека. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего. Наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например, депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики. Многие попытки суицида у несовершеннолетних являются отчаянным призывом о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в профилактике суицидов играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийств, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.

 

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией школы, с взаимоотношениями в классе.  Группа сверстников является особенно значимой группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной личности, развитии самооценки, представлений о себе. Осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть подростка к суицидальному действию.

Одной из основных причин проблем, связанных со сверстниками противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Для большинства подростков характерны импульсивность, эмоциональная неустойчи­вость, повышенная внушаемость. Подростки часто оказываются не способными предварительно обдумать принятое решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смо­делировать свое поведение так, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Эмоциональная неустойчивость делает поведение несовершеннолетних неровным, часто конфликтным, что сказывается на отношениях с окружающими людьми. Большинство подростков, отличаются повышенной внушаемостью, которая проявляется в несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружа­ющих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию  авторитетных для подростков лиц. Все эти особенности делают подростков особенно уязвимыми и ранимыми. Молодые люди мучительно ищут свое место в обществе, пытаются уяснить «смысл жизни». Отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, усиливает реакцию протеста, усугубля­ет конфликт между еще несформировавшимся, легкоранимым «я» и жестоким, несправедливым, по их мнению, обществом.

Самоубийства не возникают внезапно. Каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Бывает, что учителя и семья не слышат подростков, потому что суицидальное поведение часто воспринимается как манипуляция и шантаж. В случае, когда ребенок просто и открыто заявляет, что перережет себе вены, или прыгнет с моста, худшее, что могут сделать родители, - это ответить провокационной реакцией. В большинстве подобных случаев взрослые люди поступают именно таким образом. Услышав такие слова, не следует даже делать вид, что это смешно, и уж тем более не заявлять ребенку, что его никто не задерживает, и не мешает. Чаще всего дети начинают говорить о суициде, преследуя одну единственную цель - произвести впечатление на родителей, разозлить их, или даже шантажировать. Но, получая в ответ неприкрытую иронию и пренебрежение, у подростков чувство упрямства берет верх. Им нужно, чтобы их, наконец, заметили, чтобы с ними считались взрослые! И в результате они готовы действительно совершить попытку самоубийства. Подростку нужно самоутвердиться и доказать свою значимость любой ценой. Чтобы предотвратить трагедию, родители должны оставить все свои дела, и обратить самое пристальное внимание на ребенка.

Признаками того, что с ребенком творится неладное, и он подумывает о самоубийстве, являются следующие проявления в поведении, речи, эмоциональном состоянии:

- смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров;

- предпочтение траурной или скорбной музыки;

- просматривание фильмов, видеоматериалов с суицидальной тематикой;

- раздача личных вещей;

- фантазии на тему о своей смерти;

- интерес, проявляющийся к возможным средствам самоубийства;

- написание прощальных писем;

- несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.

- особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти;

- пониженное настроение, глубокая печаль или несвойственные ранее резкие перепады настроения, раздражительность,  слабость, плаксивость.

- потеря аппетита, переедание;

- апатия, потеря интереса к вещам, занятиям, людям, ранее вызывавшим активный интерес;

- социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи;

- негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности.

- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.

- непосредственные заявления типа: «Было бы лучше умереть», «Я не хочу больше жить», « Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!»;

- косвенные высказывания, например, «Вам не придётся больше обо мне беспокоиться», «Мне всё надоело», Они пожалеют, когда я уйду»;

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы оказать влияние на других людей:  дать понять человеку, в каком ты отчаянии , заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался, показать, как ты любишь другого, выяснить, любит ли тебя действительно другой,  повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение, призыв, чтобы пришла помощь от другого.

Конечно, у каждой суицидальной попытки – своя причина. Но все сводится к одному: подросток не в силах самостоятельно разрешить трудную ситуацию, а понимающего взрослого нет рядом. И тогда единственным выходом из сложившейся ситуации представляется смерть.

Решать эту проблему нужно сообща. В нашем центре проводятся тренинговые занятия, целью которых является профилактика суицидального поведения среди подростков, снижение суицидального риска. Также проводятся мероприятия с привлечением специалистов медицинских, образовательных учреждений, для проведения просветительской и профилактической работы с несовершеннолетними.  Особенное внимание уделяется работе по восстановлению и гармонизации детско-родительских отношений. В нашем центре психологическое сопровождение ребенка неразрывно связано с психологической помощью родителям. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитать чувство ценности жизни, а это самое мощное лекарство против попыток самоубийства. 

В связи с этим, хочется обратить внимание родителей:

    Первое, на умение слушать своего ребенка и вникать в его заботы. Так формируется доверие, ниточка от сердца к сердцу, островок счастья, где подросток чувствует, что его любят и понимают.

    Второе, на укрепление веры ребенка в себя. Самооценка ребенка очень хрупкая и до 7 лет зависит от ближайшего окружения. Если родители верят в ребенка, верят, что он всему научится, станет хорошим человеком, эта вера передается и ребенку. Если же родители постоянно критикуют своего сына или дочь, делают замечания, обесценивают его достижения, вряд ли ребенок будет верить в себя.

    Третье. на уважение своего ребенка, как личности! Подросток имеет право на свое личностное пространство. Стучите, когда заходите к нему в комнату, не приказывайте, а просите. Не лезьте в душу, когда не просят со своими советами! Но скажите, что всегда готовы прийти на помощь.

    Четвертое, на темы разговоров и обсуждений в семье. О чем чаще всего говорится в семье? Обсуждаются ли собственные интересные проекты? То, к чему стремятся члены семьи? Вы делитесь впечатлениями о новом фильме? Или моете кости соседям и высказываете недовольство жизнью? Ребенка воспитывает среда. Депрессивная атмосфера в семье не лучшим образом влияет на подростка.

    Пятое, на необходимость поддерживать интересы ребенка. Чем больше и разнообразнее будут интересы ребенка, тем больше у него будет шансов любить жизнь. И тогда кризис первой любви переживется легче. Потому что есть еще футбольная команда, любимая собака и желание, к примеру, снять видеофильм и выставить на YouTube.

В конце хочется предложить для прочтения следующую притчу:

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Также и мы с вами, уважаемые родители, должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у подростков.

Чужих детей не бывает…