Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Порядок оказания услуг инвалидам на объектах КГБУ "Николаевский-на-Амуре КЦСОН"

08.05.2018

 

УТВЕРЖДЕН

 

приказом КГБУ

«Николаевский-на-Амуре

комплексный центр

социального обслуживания

населения»

 

от « 21 » октября  2015 г. № 152                         

 

 

 

Порядок

оказания услуг инвалидам

на объектах краевого государственного бюджетного учреждения

«Николаевский –на-Амуре комплексный центр социального обслуживания населения».

 

 

1. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

      Целью статьи 15 федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является обеспечение инвалидам наравне с другими гражданами возможностей в реализации принадлежащих им прав и свобод.  Права каждого человека независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса являются равными. Инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан. Однако понятие «социальная защита» не должно умалять возможностей инвалидов проявлять свою индивидуальность в различных сферах общественной жизни, в том числе в учебе, в работе, в искусстве, культуре и спорте.  Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения населения. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан. Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, распространяются на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские и социальные учреждения.

          Проблема обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Конвенции о правах инвалидов рассматривается как проблема «индивидуальной мобильности» (ст.20 Конвенции), с одной стороны, и проблема «вовлеченности в местное сообщество» (ст.19 Конвенции) – с другой. Например, согласно п. «b» и «с» ст.19 Конвенции инвалиды должны иметь «доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для непосредственного получения услуг. Мобильность инвалидов, согласно Конвенции, должна осуществляться, благодаря содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом и в выбираемое ими время.

            К объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, административные здания и сооружения.

Обычно используются следующие приспособления и оборудование:

- визуальная и звуковая информация (вывески, таблички, радиосвязь);

- пандусы и поручни при входах в здания;

- специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в помещении;

-  специальные указатели мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в  местах парковки транспортных средств.

            Инвалиды могут пользоваться местами для парковки бесплатно. Каждая стоянка (остановка) автотранспортных средств около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений должна иметь места для парковки автотранспортных средств инвалидов. Для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов должно быть выделено не менее 10% мест. Эти места не должны быть заняты иными транспортными средствами даже при большом потоке машин. Мероприятия, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, осуществляются за счет средств бюджетов всех уровней и средств частных лиц.

 

2. Правила культуры поведения с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности

           Когда сотрудник разговаривает с инвалидом, он должен обращаться  непосредственно к нему, а не к сопровождающему лицу или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. 

           Когда сотрудника знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую. 

         Когда сотрудник встречается с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно должен представить себя и тех людей, которые пришли с ним. Если у сотрудника общая беседа в группе, сотрудник не забывает пояснить, к кому в данный момент он обращается, и представляет себя.

           Если сотрудник предлагает помощь, ждет, пока ее примут, а затем принимает меры по ее оказанию.

          Когда сотрудник разговаривает с человеком, испытывающим трудности в общении, слушает его внимательно. Сотрудник должен быть терпелив, ждать, когда человек сам закончит фразу. Сотрудник не должен поправлять его и не договаривать за него.

          Когда сотрудник говорит с человеком, пользующимся инвалидной  коляской или костылями, он должен расположиться так, чтобы его  глаза были на одном уровне с человеком, испытывающим трудности в передвижении.

          Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, сотрудник должен помахать ему рукой или  похлопать по плечу. Смотреть  ему прямо в глаза и говорить четко.

 

3.  Общение с людьми, испытывающими трудности при передвижении

       Креслами-колясками могут пользоваться люди, перенесшие ампутацию нижних конечностей, после тяжелой травмы позвоночника, люди с тяжелой формой детского церебрального паралича (ДЦП), имеющие тяжелую форму рассеянного склероза, заболевания суставов, после перенесенного инсульта, полиомиелита или другого заболевания, приведшего к нарушению функций нижних конечностей.

        При передвижении люди могут использовать всевозможные облегчающие передвижения средства – трости, костыли,  ходунки, инвалидные коляски и т.п. Следует помнить, что средства передвижения нельзя убирать, отодвигать. Не нужно также без спроса пытаться помочь зайти в общественный транспорт, подняться или спуститься по лестнице и т.п. Однако придержать дверь, помочь заехать человеку в коляске на бордюр, предупредить о скользком поле, гололеде необходимо.

       Сотрудник всегда должен спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.

      Если предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

      Если сотруднику  разрешили передвигать коляску, сначала  ее сотрудник  катит медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

      Если существуют архитектурные барьеры, сотрудник обязан предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

 

4. Общение с незрячими и слабовидящими людьми

       Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое зрение при  хорошем периферическом.             

         Предлагая свою помощь, сотрудник должен направить человека, не стискивать его руку, идти так, как обычно ходит. Сотрудник не должен хватать слепого человека и тащить его за собой.

         Сотрудник обязан кратко описать, где  находится незрячий  или слабовидящий человек. Предупредить  о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких потолках, трубах и т.п.

         При наличии собаки-поводыря  сотрудник  обязан соблюдать правила  общения с собаками -поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не должен командовать,  трогать  и  играть с собакой.

          Если сотрудник собирается читать незрячему человеку, сначала он должен предупредить его об этом. Говорить нормальным голосом. Не пропускать информацию, если сотрудника об этом не попросят. Когда незрячий человек должен подписать документ, сотрудник должен прочитать его обязательно.

          Сотрудник всегда обязан обращаться непосредственно к человеку, а не к его зрячему компаньону, даже если он не видит.

          Сотрудник всегда должен называть себя и представлять других собеседников, а также остальных присутствующих. Если сотрудник хочет  пожать руку, должен сказать об этом.

          Когда сотрудник предлагает незрячему человеку сесть, он не должен его усаживать, необходимо  направить руку незрячего человека  на спинку стула или подлокотник.

          Когда сотрудник общается с группой незрячих людей, необходимо  каждый раз называть того, к кому он обращается.

           Если сотрудник заметил, что незрячий человек сбился с маршрута, обязан подойти к нему и помочь выбраться на нужный путь.

           При спуске или подъеме по ступенькам сотрудник должен вести незрячего человека перпендикулярно к ним. Передвигаться нужно без рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека, сотрудник не должен закладывать руки назад – это неудобно.

5. Общение с людьми с нарушением слуха

      Разговаривая с человеком с плохим слухом, сотрудник должен смотреть прямо на него. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае,  сотрудник  должен говорить

более громко и четко, подбирая подходящий уровень.

      Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, сотрудник обязан обратиться к нему по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

      Сотрудник обязан говорить ясно и ровно. Запрещается кричать в ухо человека.

      Если сотрудника просят повторить что-то, сотрудник может использовать жесты. Обязательно нужно убедиться  что собеседник понял.

      Если возникли трудности при устном общении, сотрудник может спросить, не будет ли проще переписываться.

      Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

      При общении с собеседником, сотрудник обязан соблюдать несколько важных правил:

      - помнить, что только три из десяти слов хорошо прочитываются;

      - нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, при этом использовать простые фразы и избегать несущественных слов;

      - нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если нужно подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

 

6. Общение с людьми с психиатрическими проблемами

      Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или  замешательство, осложняющие их жизнь. Сотрудник обязан использовать доступный язык, выражаться точно и по делу.

      Категорически запрещается сотруднику говорить свысока. Сотрудник должен общаться с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Запрещается разговаривать с человеком резко, даже если у сотрудника есть для этого основания.

 

7. Общение с людьми,  испытывающими затруднения в речи.

      Сотруднику запрещается игнорировать людей, которым трудно говорить, потому что понять их – это в интересах сотрудника.

      Сотрудник не должен перебивать и не поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Говорить сотрудник может тогда, когда убедится, что собеседник уже закончил свою мысль.

          При общении сотрудник должен смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. Нельзя перебивать и подавлять собеседника. Запрещается торопить говорящего.

          Сотрудник может использовать другой способ общения – написать, напечатать, если испытывает трудности в общении с человеком с нарушенной речью.

 

8. Схема предоставления мер социальной поддержки инвалидам, использующим кресла-коляски

       Инвалид (использующий кресло-коляску, незрячий либо слабовидящий, глухой либо слабослышащий ( далее – Инвалид) при обращении в центр социального обслуживания населения вызывает сотрудника, ответственного за оказание помощи инвалидам (далее – Сотрудник),  с помощью кнопки вызова, расположенной на боковой части пандуса.

        Сотрудник при получении вызова должен предложить разместиться Инвалиду в удобном для него месте.

        Сотрудник незамедлительно должен выяснить  причины  обращения, осуществить организацию приема документов. Все вопросы Инвалида, должен разрешить на месте. В случае необходимости Сотрудник организовывает  подготовку межведомственных запросов в соответствующие учреждения и организации.

         Прием Инвалида должен осуществляться вне очереди. По окончании приема Сотрудник  обязан сопроводить инвалида при выходе из здания до стоянки автотранспорта, либо  до остановки общественного транспорта; при необходимости вызывает такси.

 

 

 

_____________

  —   доступно
  —   доступно условно (необходима помощь персонала)
  —   недоступно